Духовная традиция Телемы

Сегодня многие люди находятся в состоянии духовного поиска и пытаются найти ответы на извечные вопросы о смысле жизни, своем предназначении, устройстве вселенной, Боге и т.д. Конечно, большинство из них вполне может ограничиться мировыми религиями и конфессиями, но всегда будут и те, кто из-за разных причин не может принять полностью мировоззрение одной из распространенных религий. Некоторые обращают свой взор на западные духовные учения, другие же уверены, что все духовные истины можно познать, изучая только восточную духовную мудрость. Это противостояние между востоком и западом сложилось исторически, однако в наше время уже заметно, что, по сути, у западных и восточных учений может быть гораздо больше общего, чем полагали раньше. Все больше западных людей с интересном изучают восточные практики. Например, исконно индийская традиция йоги пользуется огромной популярностью почти повсеместно в странах Европы. При этом у многих не ослабевает интерес к западному оккультизму, магии, каббале. Сегодня соединение западного и восточного пути духовного развития уже не кажется нам такой эклектикой, как пару столетий назад, хотя и может восприниматься некоторыми с недоверием.

Одним из таких путей, в определенной степени соединяющим восточный и западный подходы, является духовная традиция Телемы. Сегодня Телема – это не просто синкретичная религия, соединяющая восток и запад, но также развитая и сформировавшаяся система философии, магии и мистицизма, имеющая тысячи последователей по всему миру.

Для начала стоит отметить, что само слово «Телема» имеет греческое происхождение (Θέλημα) и переводится как «воля». В прошлом этим словом, помимо человеческой, могли также обозначать волю божественную. Это слово-термин весьма широко использовалось в работах гностиков-христиан и в Евангелиях.

Традиция Телемы

В эпоху ренессанса слово «Телема» можно встретить у Франсуа Рабле в его знаменитой книге «Гаргантюа и Пантагрюэль». Естественно, что француз Рабле использовал в своем произведении французское слово «Thélème», которое аналогично греческому «Θέλημα». Ближе к концу книги Рабле, как бывший францисканский монах, знающий все о монашеской жизни, с присущим ему остроумием и юмором высмеивает современное ему монашество и описывает некое Телемское аббатство. Все монахи в этом аббатстве живут по закону «Fais ce que veulx» (Делай что хочешь) и следуют правилам, полностью противоположным тем, которые были тогда в монашеских обителях. Есть разные точки зрения по поводу того, что хотел сказать этим Рабле: одна из них говорит, что автор таким образом хотел показать нам идеальную модель общества, где воля каждого свободного человека будет направлена исключительно на благие свершения. Если же человек еще не свободен, тогда его задача будет заключаться именно в том, чтобы сбросить навязанные ему ограничения. Позднейшие упоминания слова «Телема» в литературе связаны обычно с влиянием Рабле.

Если слово «Телема» значит «воля», то следует сказать несколько слов о воле как о философском понятии. Конечно, над понятием воли размышляло немало философов, и одним из самых известных среди них был Артур Шопенгауэр, который, основательно изучив древнегреческих и римских философов, а также восточные учения и западную философию своих современников, пришел к выводу, что философской категории воли философы уделяли несправедливо мало внимания. В своем труде «Мир как Воля и Представление» Шопенгауэр развил идею о том, что воля выше разума, что воля единственна и безвременна, и ее стоит отождествлять с волей всей вселенной. Похожих идей в той или иной форме придерживались и более поздние философы, такие как Ницше, Джемс, Бергсон и Дьюи, что говорит об интересе к понятию воли со стороны профессиональных философов. Благодаря стараниям этих авторов учение о первичности воли приобрело популярность в более широких кругах.

Ни одно учение или религия никогда не обходятся без человека, стоявшего у ее истоков, и Телема здесь не исключение. Учение Телемы довольно тесно связано с именем английского оккультиста, писателя и поэта Алистера Кроули. Он утверждал, что 8, 9 и 10 апреля 1904 года в Каире с ним входило в контакт сверхъестественное существо, назвавшиеся Айвассом. Айвасс был посланником бога Гора, и именно он передал Кроули (надиктовал) главный текст учения Телемы – «Книгу Закона». Из «Книги Закона» Кроули особо выделил четыре тезиса, которые и представляют квинтэссенцию всего учения Телемы:

  • Твори свою волю: таков да будет весь Закон.
  • Любовь есть закон, любовь в согласии с волей.
  • Каждый мужчина и каждая женщина – звезда.
  • Нет у тебя иного права, кроме как творить волю твою.

Сегодня последователи Телемы прекрасно понимают, что Кроули был лишь её первым пророком и стоял у истоков новой традиции, однако учение Телемы давно вышло за рамки его личности и не может быть ограничено только его пониманием, о чем сам Кроули неоднократно говорил в своих работах. Тем не менее, наследие, которое нам оставил Алистер Кроули в своих трудах, исследованиях и комментариях, посвященных Телеме и магии, будет поистине бесценно для любого интересующегося этой духовной традицией.

Этот небольшой очерк не претендует на широкое освещение темы, а является лишь небольшим введением в традицию Телемы. В дальнейших статьях мы более подробно будем говорить о этой системе, в связи с чем нам также придется более подробно поговорить об Алистере Кроули, йоге, каббале и магии, ведь без знаний в этих областях довольно сложно будет понять Телему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.