Краткая история магии запада и оккультизма

Почти во всех культурах были разработаны некоторые формы магии, хотя понятия о том, что такое магия, были весьма изменчивы. Есть свидетельства того, что сложные системы древней магии существовали во многих древних цивилизациях, в том числе у древних греков, китайцев, египтян и евреев.

История Магии в Древнем мире.

Несомненно, магические верования и практики появились на Западе в глубокой древности. Еще за пять тысячелетий до возникновения христианства народы Месопотамии (шумеры, аккадцы, ассирийцы, вавилоняне и т.д.) верили в существование могущественных магических сил, как разрушительных, так и созидательных. Эти силы олицетворяли соответственно злые или добрые божества древних мифов. С помощью заклинаний, воскурения благовоний, магических жестов древние жрецы призывали благие силы себе в помощь или же изгоняли злых духов и демонов, несущих несчастья и страдания.

В Древнем Египте магия была довольно сильно развита, и нельзя отрицать, что именно египетская магия оказала серьезное влияние на развитие ритуальной Западной магии. Жрецы Древнего Египта владели методами магии, такими как заклинания, гадания, изготовление талисманов и амулетов, некромантия. Особую важность маги-жрецы Египта уделяли правильному произнесению магических слов и формул. Некоторые эти имена были заимствованы из других культур, со временем эта практика перешла в Западную традицию (варварские имена-воззвания).

Магия древнего Египта

Магия в Древнем Египте

В Греции микенского периода (16-11 века до н.э.) также существовало довольно развитое понятие магии. Важную роль в представлении греков о магии сыграло их культурное и торговое взаимодействие с ближневосточными народами, основавшими к тому времени Великое Вавилонское царство с развитой культурой, религией и, конечно же, магией. Греки с присущей им живостью ума переняли многие магические практики и концепции у этих народов, без труда соотнеся их с собственным пониманием законов природы. Они интересовались предсказанием судьбы, верили в пророчества оракулов и предсказание судьбы по звёздам. У греков была своя система возвышенной магии – теургия. Теургия, несмотря на религиозные элементы, в целом довольно близка к методам ритуальной магии.

Древние евреи всегда считались знатоками магических искусств. Не имея своего царства и соприкасаясь с разными восточными народами, евреи многое сумели позаимствовать у вавилонян, египтян и хананеев, а позже и из гностической традиции эллинов. Среди евреев считалось, что магия произошла из мудрости царя Соломона. В дальнейшем эти соображения стали основой гримуара «Ключи Соломона», одного из самых древних и авторитетных трактатов по западной магии. Магия древних евреев была структурирована приблизительно в 500 году н.э. благодаря развитию мистицизма Меркабы, которая была предтечей позднее возникшего учения каббалы. Мистицизм Меркабы включал в себя множество практических ритуалов, например, ритуалы очищения и освящения, медитации над священными и магическими свойствами букв и чисел, произнесения божественных имен. Широко использовались магические амулеты, печати и талисманы, произносились магические формулы, весьма похожие на «варварские имена – воззвания» египтян. В этих «именах» также содержались в искаженном виде имена божеств и ангелов.

Вера в различные магические практики и верования уменьшалась в западно-европейской истории из-за воцарившегося господства монотеистических религий и развития материалистической философии, применяющей ко всем явлениям мира принцип скептицизма. Во время правления Римского императора Юлиана (331-363 г н.э.) прозванного христианами Отступником, началось возрождение магических практик под видом теугрии. Это произошло благодаря тому, что император Юлиан, будучи поклонником языческой религии и сторонником неоплатонической теургии Ямвлиха, решил порвать с христианством и реставрировать языческие традиции.

История магии в Средние века.

Книги средневековых авторов по теме магии, сборники заклинаний и другие волшебные книги были внесены в списки запрещенных и распространение этих трудов было под строгим запретом церковных властей. Намеренно или случайно в список запрещенных книг попали труды Альберта Великого – выдающегося философа и теолога Средневековья. Альберт Великий прославился своим интересом к натуральной (природной) магии, изучающей свойства трав и камней, занимался астрологией, был алхимиком и оставил несколько известных трактатов по этой герметической науке.

История магии в Средних веках

Магия в Средних веках

Ранний период Средневековья был сравнительно стабильным, ведь именно тогда христианский мир достиг относительного единства под властью Церкви. Появились виды магии, которые были одобрены Церковью, например, культ святых мощей. Мощи же были не только объектами религиозного поклонения, но и обладали сверхъестественной силой. О мощах разных христианских святых ходило множество легенд, они могли не только исцелять больных, но даже повлиять на исход битвы. Мощам, по сути, стали приписывать свойства сильных магических амулетов и различные храмы даже соперничали между собой, чтобы приобрести особо редкие и ценные экземпляры, в надежде на то, что это привлечет к ним множество паломников.

Существовали также и другие виды христианизированной магии, которые были под запретом. Демонология и ангелология как учения появились уже в ранних гримуарах, они предполагали, что христианин добивается духовной реализации, используя священные ритуалы. Теология, лежащая в основе христианской демнонологии, говорит нам о том, что маг, должным образом укрепивший себя с помощью поста, молитвы и священных таинств, используя святые имена Бога, может использовать Божественную силу, чтобы призвать демонов и заставить их себе служить (часто в не очень благородных делах). Поэтому неудивительно, что христианство не одобряет использование таких ритуалов и методов.

История Магии в эпоху Возрождения.

В период Ренессанса вновь возник сильный интерес к герметизму и церемониальной магии, базирующийся на неоплатонизме. Однако происходит промышленная революция, и научные знания постепенно становятся основой мировоззрения. Например, алхимия становиться просто химией – серьезной наукой. Происходит развенчание теории устройства Вселенной Птолемея, которую используют в астрологии. Многие верили, что болезни имеют сверхъестественные причины, и обращались при заболевании к колдунам и целителям – это также уходит в прошлое с развитием микробной теории возникновения болезней. Проходит протестантская Реформация Церкви, вызвавшая истерию «охоты на ведьм», что была особенно жестока в Англии, Шотландии и Германии. Но в конечном итоге даже не новая теология протестантизма стала главным противником магических теорий и магии, как системы тайного знания в целом. Главным врагом магии в эпоху Возрождения стало сильное развитие научного знания – сциентизма.

История магии в эпоху Возрождения

Магия в эпоху Возрождения

Но стоит заметить, что в это время торжества науки магию не удалось уничтожить совсем, ведь среди некоторых образованных людей эпохи Возрождения интерес к церемониальной магии сохранялся, а среди простого населения было весьма много практиков народной магии почти на территории всей Европы.

История магии и оккультизма в XIX веке.

В девятнадцатом веке интерес к магии и оккультизму снова стал возрождаться. Во Франции интерес к магии возобновился благодаря талантливому магу и исследователю оккультизма Элифасу Леви. Леви также интересовался, когда магия зародилась и написал книгу «История магии». Книги Элифаса Леви оказали наиболее сильное воздействие на европейских читателей, и через некоторое время британский оккультист Артур Эдвард Уэйт перевел работы Леви на английский язык. Леви впервые удалось объединить вместе три оккультные науки – герметизм, каббалу и магию – в единую систему, придав таким образом стройность всему своду эзотерических знаний западной традиции. Вот что говорил в своих трудах об этих науках, ведущих к истине: «Герметизм – наука о природе, скрытой в иероглифах и символах древнего мира. Это поиск жизненной основы, а также мечта (для не достигших еще ее осуществления) о выполнении грандиозной работы по воссозданию Божественного, природного пламени, создающего и воссоздающего существа». Каббалу он считал «математикой человеческих мыслей», которая отвечает на все вопросы с помощью чисел. Магия – это знание тайных законов Вселенной и сил природы. Кроме Леви другие оккультисты также считали, что сочетание мистицизма и магии это идеальный способ постижения Бога и духовного совершенства.

Элифас Леви. История магии

Элифас Леви

Но вместе с возрождением интереса к магии укрепляются также позиции мира науки. Христианская церковь продолжает критиковать и порицать магию, стараясь отделить ее теории от христианской мистики. Практические и теоретические знания магии искатель мудрости мог получить, лишь став членом эзотерических организаций или магических орденов, появившихся в конце девятнадцатого века. Наиболее известной эзотерической организацией было Теософское общество, а магическим орденом – Герметический Орден Золотой Зари. Орден Золотой Зари стал наиболее известным магическим братством, влияние которого на современную магию ощущается до сих пор. Учение ордена повлияло на культуру в целом благодаря тому, что среди его членов было множество представителей культуры и искусства того времени, таких как Алистер Кроули, Уильям Батлер Йейтс, Брэм Стокер, Элджерон Блэквуд, Артур Мейчен и другие.

Герметический Орден Золотой Зари

Церемония Ордена Золотой Зари

История магии и оккультизма в XX веке.

В двадцатом веке вновь возросший интерес к духовности и эзотерике не оставил магию в забвении. На этот раз фундамент для развития эзотерических и магических учений был основательно заложен в Англии, благодаря адептам Ордена Золотой Зари. Можно отметить, что многие в двадцатом веке (да и сейчас!) не воспринимали магию в серьез, относясь к ней исключительно как к суеверию. Магия в массовом сознании представлялась как ловкий трюк или фокус и не считалась какой-то реально существующей физической или духовной силой (особенно на фоне технических достижений и научных открытий того времени). Это был период, когда церемониальная магия ушла в глубокое подполье. Однако сами по себе оккультные учения продолжали развиваться благодаря стараниям таких адептов как Алистер Кроули, Израэль Регарди, Остин Осман Спэйр, Уильям Грей, Франц Бардон и другие. Каждый из них шёл своим путем, но их труды не потеряли своей актуальности и сегодня для любого серьезно интересующегося темой магии искателя.

Самый значительный вклад в развитие магии в XX веке, несомненно, внес Алистер Кроули, после получения в 1904 году «Книги Закона» провозгласившей наступление эона Гора. Новой духовной парадигмой наступившей эпохи стал Закон Телемы. Всё исходит из Закона Телемы, закона Воли, а магия, по сути, это любое осознанное действие. Любое действие, которое не согласуется с Волей, считается в Телеме «черной магией». Но чтобы осознанно и эффективно применять Волю, необходимо её сперва в себе раскрыть. Помогают в этом разработанные Кроули техники и ритуалы. Магия Телемы – сложная система, сочетающая в себе восточный и западный методы духовного развития. В ней широко применяются не только техники западной церемониальной магии, но восточные практики йоги, каббалы и любые другие, которые адепт посчитает нужным использовать для себя.

Алистер Кроули молодой маг

Молодой маг Алистер Кроули

Во второй половине XX века магические учения стали понемногу выходить из андерграунда, и широкая публика снова стала проявлять к ним интерес. Случилось это благодаря появившимся новым религиям и духовным течениям. Например, книга основателя Викки Джеральда Гарднера «Ведовство сегодня», в которой он утверждал, что выявил существование ведьм, чьи практики восходят к культам дохристианской Европы, пробудила широкий интерес публики не только к язычеству, но и концептам и принципам магии в общем.

В 1960-е в Англии также развивался новый вид магии – магия Хаоса. Это вид магии довольно оригинален и эклектичен, лишен строго церемониала ритуальной магии, хотя и активно использует заимствования из западной традиции, а также восточного мистицизма. Основателем теорий и практик, используемых в магии Хаоса стал английский художник и маг Остин Осман Спейр. В магии Хаоса оператор призывает силу не извне, а из глубин своего подсознания, не сосредотачиваясь на внешних энергиях. Ритуалы магии хаоса служат для вызова символов из подсознания и для дальнейшего высвобождения магической силы, в нем сокрытой.

Художник и маг Остин Осман Спейр

Художник и маг Остин Осман Спейр

Этот небольшой очерк об истории магии Запада и оккультизма, конечно, не претендует на полноту и широкое раскрытие темы, он просто дает окинуть взглядом некоторые вехи в развитии магии как неотъемлемой части европейской цивилизации на протяжении многих веков. Это даёт нам возможность понять, что силы, которые называли магией, были всегда, несмотря на то, что магию как явление, существующее в культуре с древних времен, часто считали суеверием и обманом, в который можно верить лишь из-за невежества. Но магия, существующая сегодня, все чаще примеряет на себя одежды современной терминологии, она сокрылась под научными определениями квантовой физики и математической теории хаоса, и что самое удивительное – эти наряды ей совершенно не жмут. Можно предположить, что в дальнейшем сближение магии и науки будет еще плотнее, ведь то, что считалось магией всего пару веков назад, сегодня мы считаем наукой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.