Краткая история йоги

Многие практики да и просто интересующиеся йогой наверняка слышали о древности этого учения. О том, что йоге не один век, знают многие, но популярность к этой некогда секретной дисциплине телесного и духовного развития пришла не сразу. Давайте подробнее разберемся в истории йоги и узнаем некоторые факты.

Доведический период: 6000-3000 лет до н.э.

История йоги насчитывает от пяти до восьми тысячелетий. Согласно исследованиям разных историков, нечто подобное ей существовало еще в доведический период (ок. 6000 – 3000 до Н.Э.) Установлено, что это учение появилось именно на индийской земле. Практики, немного похожие на современную йогу, были у древних арийских племен и народов до ведического периода, что было зафиксировано позже в великой Ведической религиозной литературе (шастрах).

При раскопках в древнем городе Мохенджо-Даро археологами была обнаружен амулет-печать, изображающий мужчину, сидящего в позе, очень похожей на сложную асану из йоги –  Бхадрасану (позу милосердия) или Сиддхасану (совершенную позу). Это так называемый «Пашупати» или «Господь зверей». Считается, что это предшественник индуистского бога Шивы.

Пашупати господь зверей

прото-Шива из Мохенджо-Даро

 

Ведический период: 2000-1500 лет до н.э.

В этот период формируется корпус текстов, называемых Ведами. В Веды входило четыре сборника – Самаведа, Ригведа, Яджурведа и Атхарваведа. Благодаря этим текстам, составившим религиозную и философскую основу ведической религии, возник брахманизм, серьезно повлиявший в дальнейшем на развитие многих религиозно-философских систем Индии. И хотя нельзя сказать, что все методы и концепции йоги целиком вышли из Вед, но нельзя и отрицать, что нечто похожее на метод единения с абсолютом (т.е. метод йоги) можно найти в одной их самых древних Вед – Ригведе.

Упанишады: около 800-1000 лет до н.э.

Несмотря на догматичность раннего брахманизма, вскоре появились более интересные тексты, называемые  Упанишады. Авторами упанишад были отшельники-аскеты. Многие философские и мистические идеи, обозначенные в Ведах, получили в Упанишадах дальнейшее развитие. Известные всем сегодня концепции перевоплощения (реинкарнации) и учение о карме – во многом заслуга множества авторов упанишад. Упанишады часто говорили о важности познания божества (Брахмана) и слияния и отождествления с ним, что уже указывает на метод йоги (соединения), в них же появляются понятия и термины йоги. Практическая сторона этой системы по большей части была освещена в других текстах – Араньяках (лесных книгах).

Упанишады

Достижение абсолюта или Брахмана посредством Атмана – индивидуальной души, которая является его частью, описано в известной Бхагават-гите (Гита-упанишада).

В Майтраяния-упанишаде (200-300 лет до н.э.) мудрец Шакаяна излагает ставшему отшельником царю Брихадратхе учение о шестеричной йоге (шад-анга-йога):

Вот правила для достижения этого [единства] с Брахманом: сдерживание дыхания (пранаяма), прекращение деятельности чувств (пратьяхара), размышление (дхьяна), сосредоточенность (дхарана), созерцательное исследование (тарка) и полное слияние (самадхи) — это называется шестичастной йогой. Когда, видя благодаря ей, просвещенный видит златоцветного творца, владыку, пурушу, источник Брахмана, то, освобождаясь от добра и зла, он соединяет все в высшем неразрушимом [начале].

Эта упанишада замечательна также тем, что в ней описан процесс поднятия жизненной силы (прана) из основания позвоночника  по центральному каналу (сушумна-нади) к вершине головы. В целом этот текст очерчивает каркас и методологию практик, которые станут фундаментом для развития классической системы йоги Патанджали.

Классический период: около 200 г. н. э.

Именно учение, изложенное в Йога-сутрах  Патанджали, принято называть классической йогой. Сама датировка написания Йога-сутр до сих пор с точностью не установлена. Прежде всего, эта трудность связана с тем, что исследователи выдвигают  разные даты  жизни предполагаемого автора – Патанджали. Одни считают, что Патанджали жил около 50 года н.э., другие говорят, что во II веке н.э.  Однако анализ содержания и терминов,  использованных автором, с большей вероятностью относят текст Йога-сутры ко II веку н.э.

Кем был Патаджали, к сожалению, определить невозможно. Сложность создает то, что в Индии существовало несколько известных людей с таким именем.

Если же говорить системе практик, представленной в Йога-сутрах, то ее по праву можно  назвать апогеем развития йоги. Не зря в Индии она считается даршаной – т.е. авторитетной.

Йога Патанджали имеет довольно много общих черт с буддизмом, но невозможно точно установить, связано это с общим развитием  индуистского и буддийского направлений йоги, или же сам автор всерьез интересовался буддизмом. Однако если Патанджали действительно жил во II веке, то нельзя отрицать, что он мог испытать серьезное влияние этого учения.

Йога-сутра Патанджали

Патанджали не придумал ничего нового в практиках или философии йоги, но его заслуга в том, что ему удалось систематизировать обширный комплекс физических и духовных практик и представить его как логичную последовательность ступеней, по которым йогину следует подняться, чтобы добиться самореализации. Эта система популярна и сегодня, она называется аштанга-йогой (восьмиступенчатой йогой). О системе в целом и каждой её ступени  будет отдельная статья, но если говорить вкратце, то сам каркас таков:

  • Яма (моральный кодекс)
  • Нияма (самоочищение и дисциплина)
  • Асана (устойчивая поза)
  • Пранаяма (управление дыханием)
  • Пратьяхара (контроль над умом)
  • Дхарана (концентрация)
  • Дхьяна (медитация)
  • Самадхи (просветление)

Период: 450-850 г. н.э

Следующей важной ступенью в развитии йоги стала Йогасутра-Бхашья – комментарий к Йога-Сутре Патанждали, составленный мудрецом Вьясой (Вьяса-Бхашья). Его датировка также вызывает трудности. Некоторые исследователи склоняются к тому, что  Йогасутра-Бхашья была написана примерно в 450 году, однако другие ученые датируют ее и более поздними датами, в частности периодом с 650 по 850 г., хотя в целом многие склоняются именно к 6 веку.

Вьяса в Йогасутре-Бхашье развивает некоторые моменты, лишь намеченные Патанждали. Например, он предлагает схему, согласно которой сознание состоит  из пяти уровней.  В своем комментарии Вьяса обосновывает некоторые идеи касательно Ишвары (личного Бога).

В 850 году индийский философ-энциклопедист брахман Вачаспати Мирша также написал свой комментарий на Йогасутру-Бхашью Вьясы (Таттва-вайшаради). В своем труде Вачаспати Мирша еще больше конкретизирует концепцию личного бога – Ишвары. Ишвара есть сама истина, и он стремится вызволить из сансары йогина, поэтому он может активно влиять на земные дела, при этом не испытывая на себе их влияние. Кроме того, Вачаспати более развернуто объясняет многие принципы восьмиступенчатой аштанга-йоги. В частности, используя разные материалы хатха-йоги, он рассказывает нам про асаны, а также про искусство пранаямы и дхараны.

Период: 1350-1400 г н.э.

Хатха-йога прадипика

Когда  в западных странах, за пределами индийской культуры, говорят о хатха-йоге, обычно подразумевают йогу, известную по  Хатха-йоге Прадипике. Автором системы, изложенной в Хатха-йоге Прадипике, был мудрец Свами Сватмарама. Он написал свою книгу предположительно в 15 веке н.э. Следует сказать, что после Бхагават-гиты и Йога-сутры этот текст является наиболее значимым трудом, посвященным йоге. По сути это самый древний из сохранившихся до наших дней текстов по классической хатха-йоге.

Свами Сватмарама был последователем легендарного йогина Горакшанатха, т.е был адептом йоги традиции Натхов (Натха-сампрадайя). Хатха-йога Прадипика написана в русле индийской философии, она посвящена Богу разрушения – Шиве (Адинатху), который, согласно писаниям, передал знание хатха-йоги своей божественной супруге Парвати.

Свами Сватмарама в своем труде касается таких важных вещей, как практика Ямы и Ниямы, советы о питании йогина, описывает пранаяму и шаткармы (практики внутреннего очищения), мудры (мистический язык жестов) и бандхи (телесные замки), рассказывает нам о мистической анатомии, принятой в традиции: о нади (сети тонких каналов в теле человека, по которым движется прана), о спящей в основании позвоночника божественной энергии – Кундалини;  на основе собственного опыта подробно описывает практику пратьяхары, дхараны, дхьяны и самадхи

Само слово хатха (हठ, haţha)  санскритское и переводится как «усилие», следовательно, сочетание хатха-йога можно перевести «усилие к единению». Часто слово “хатха” рассматривают как разделенное на слоги «ха» и «тха», но это не совсем справедливо, ведь по отдельности они не имеют значений, но в паре приобретают множество смыслов, представляющих  различные противоположности: Солнце и Луна, тепло и холод, мужчина и женщина и т.д. Это  похоже на концепцию Инь и Ян из древнекитайской философии, хотя и не соответствует ей полностью.

Сегодня, к сожалению, современная хатха-йога  воспринимается  основной массой людей, как всего лишь физические упражнения и гимнастика, что сильно расходится с её первоначальной целью – духовной самореализацией и растворением индивидуального сознания в абсолюте. Естественно, в эффективности упрощенной версии хатха-йоги, которая распространена сейчас повсеместно, можно усомниться, если сравнить ее с классической системой, изложенной в Хатха-йоге прадипике, однако не только в Индии, но и в Непале и некоторых областях Тибета, сегодня еще можно найти людей, практикующих именно аутентичную  традицию.

История йоги на западе

Поначалу западная материалистическая цивилизация совершенно не интересовалась йогой. Интерес к этой дисциплине проявляли лишь немногие исследователи и ученые. Одним из первых исследователей философии йоги был немецкий философ Артур Шопенгауэр, изучавший Упанишады, переведенные с санкрита на латынь.

Важный вклад в пробуждение интереса к йоге на западе внес английский востоковед и исследователь традиции Тантры Джон Джорж Вудрофф, публиковавший свои многочисленные статьи, переводы с санскрита и книги под псевдонимом Артур Авалон.

Джон Вудрофф (Артур Авалон)

Сэр Джон Вудрофф (Артур Авалон)

Помимо своей работы в суде Калькутты Вудрофф активно изучал санскрит и  проявил искренний интерес к индийской философии, особенно его привлекла философия Тантры, тесно связанная с йогическими практиками. Вудрофф первый познакомил западную цивилизацию со многими священными текстами редких тантр и упанишад, сделав собственные переводы. По всей Индии он разыскивал редкие манускрипты, активно общался с представителями разных традиций, и как это ни удивительно, даже получал посвящения в тайные и закрытые духовные ордена и традиции, в которые почти невозможно было попасть самим индусам.

В 1893 на всемирном конгрессе религий в Чикаго Свами Вивекананда, представлявший Индуизм, произнес яркую речь, сорвавшую овации, и начало интереса западных людей к индийским духовным практикам было положено. Следующие четыре года Вивекананда ездил по миру, проводя ритриты и читая лекции, что, конечно же, внесло существенный вклад в распространение йоги. Именно Вивекананда впервые открыл в Нью-Йорке и Лондоне центры по изучению веданты. После этого интерес к йоге на западе рос стабильно. Новая волна интереса  захлестнула западную цивилизацию в середине 20 века и не спадает до сих пор.

Свами Вивекананда

Свами Вивекананда

Сегодня можно сказать, что йога это не только философия, но и вполне практическая система, эффективность которой может проверить на собственном опыте любой человек. Она прошла многовековую эволюцию и теперь победно шествует по планете, неся укрепление здоровья, успокоение ума, духовное совершенство, самореализацию и экстаз самадхи.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.