Магия как наука и искусство

Сегодня, когда слышится слово «магия», на ум могут приходить самые разные мысли и ассоциации, иногда полностью противоположные по своему смыслу. Сегодня магию окружает множество мифов и небылиц, которые довольно глубоко вошли в массовое сознание, и каждый вкладывает в это слово свой смысл, иногда приправленный изрядной долей скептицизма или насмешки. Однако сегодня невозможно отрицать, что магия является важной составляющей множества эзотерических традиций и религиозных учений.

Давайте попробуем серьезно подойти к этому вопросу и попытаемся определить, что такое магия и что следует понимать под этим понятием, если отбросить всю мишуру, окружающую его сегодня? Конечно, нет окончательного и точного определения магии, да и вряд ли такое существует, но мы попробуем рассмотреть наиболее известные определения магии, данные разными авторитетными исследователями, и на их основании вывести некое общее суждение.

Термин «магия», вероятно, имеет греческое происхождение и происходит либо от греческого слова «megus» обозначающего «великий», либо от слова «magoi», которым называли мидийское племя в Иране, жрецы которого впоследствии приняли зороастризм. Жрецов зороастризма также называли «Магу», что с древнеперсидского языка переводилось как «священнослужитель». Впоследствии греки стали называть «магами» всех жрецов этой религии.

Знаменитый французский маг и оккультист Элифас Леви в своем труде «Учение и ритуал высшей магии» писал о магии так:

«Да, могущественная и реальная магия существовала и продолжает существовать в настоящее время; да истинно все, что говорили о ней легенды; только в данном случае, вопреки обыкновению, народные преувеличения оказываются значительно слабее истины.

Да, существует единое, всеобъемлющее, вечное учение, сильное, как высший разум, простое, как все великое, понятное, как все универсальное и абсолютно истинное; и это учение было отцом всех других.

Да, существует наука, одаряющая человека сверхчеловеческими прерогативами».

В двадцатом веке оккультист Франц Бардон в книге «Практика магической эвокации» пишет, что:

«Магия – величайшее знание и высшая наука из существующих где-либо на нашей планете. Она изучает законы не только метафизики, но и метапсихики, существующие и применимые во всех измерениях. С незапямятных времен высшие знания всегда были известны как „магия “».

Выдающийся маг Алистер Кроули более лаконичен в своих определениях магии и говорит нам, что:

«Магия есть Наука и Искусство вызывать перемены в соответствии с Волей».

Разберем это определение подробнее. Кроули начинает свое определение с фразы, что «Магия есть Наука», и эта часть определения полностью соответствует размышлениям авторов, которые приведены выше. Но может ли магия быть наукой? Магия никогда не признавалась официальной наукой и яростно отвергалась ей. Наука же сегодня является последним авторитетом в вопросах истинности или ложности любых явлений и убеждений. Да, мы не можем отрицать, что наука дала множество благ нашей цивилизации, но все они лежат в основном в материальной плоскости, что совсем не способствует духовному развитию и приводит лишь к развитию материализма и скептицизма ко всему, что не входит в поле зрения современной науки. Сегодня в научной среде разоблачается и подвергается осмеянию всё, что расходится с общепризнанными теориями, в том числе и магия, которую среди современных ученых наукой, конечно же, никто не считает. Несмотря на такую ситуацию, магия все-таки в определенном роде является наукой, кто бы что ни говорил и не доказывал, и она не исчезла за свою многовековую историю, несмотря на тщетные попытки сперва церкви, а потом и науки предать ее забвению. Если рассматривать магию как некий свод знаний, дошедший до наших времен, мы увидим, что у магии есть собственная методология, которая не смогла возникнуть сразу. Упорядоченность магических знаний говорит о том, что они построены на принципах, сходных с научной методологией, т.е. магические знания были получены путем множества наблюдений, после проведения экспериментов, классификации исследуемых феноменов, из которых потом выводились общие законы, по которым эти феномены можно было как-то понять. Неверно думать, что эти исследования и наблюдения, проводившиеся магами, касаются материального мира и вселенной; они относятся скорее к духовной и психической сферам, ведь, как известно любому адепту, магия живет и умирает в сознании.

магия как наука и искусство

Хорошо, мы разобрались немного с наукой, но во второй части определения Кроули идет еще дальше и говорит, что магия также «Искусство». Попробуем подумать почему?

Произведения искусства всегда являются результатом работы совокупности физических навыков, приобретенных постоянными тренировками (рисунок художника, игра музыканта, движения танцовщицы и т.д.), интеллектуальной работы и духовной искры, которая словно оживляет все творение. Всем также известна великая сила искусства, посредством которой оно влияет на сознание. Любое, хотя бы немного талантливое, произведение искусства будет влиять на наше сознание, вызывая различные чувства, эмоции и ассоциации. Обычно степень этого воздействия зависит и от развитости воспринимающего, поэтому мы часто можем наблюдать, что одно произведение искусства, например, картина, будет влиять по-разному на всех, кто ее разглядывает. Одни люди будут абсолютно к ней равнодушны, на других же она подействует весьма сильно. Да и любой вдохновенный творец, скорее всего, согласится, что ощущал в своем сознании перемены и словно входил в своеобразный творческий транс. Нельзя отрицать воздействие искусства на физический мир, ведь оно влияет и на него, преобразуя окружающую нас действительность. Искусство преображает грубые формы в более совершенные. Так из бесформенной глыбы мрамора скульптор может создать прекрасную статую, а из множества различных и часто грубых материалов архитектор может построить красивый дворец.

Также и маг, пытающийся призвать некоего духа с определенной целью, задействует ту же совокупность умений, что и любой творец от искусства. С помощью физических навыков (жестов, движений, заклинаний), определенной подготовки ума (медитации и сосредоточения) маг вводит себя в транс, вкладывая в любое свое действие разряд духовной творческой силы, и получает определенные результаты, возможно, и не видимые стороннему наблюдателю, но такие очевидные для сознания самого мага.

Но результаты действий мага могут простираться гораздо дальше его сознания, вызывая очевидные перемены и на физическом плане – здесь все зависит от конечной поставленной цели, т.е., согласуются ли все действия с его Волей. Здесь мы подошли к завершению определения Кроули, где говорится, что «перемены вызываются в соответствии с Волей». Понятие Воли в магии очень важно, и особенно в магии Телемы, и о нём мы еще поговорим. Здесь следует сказать, что Воля каждого человека имеет собственный вектор, и от того, насколько точно получится соответствовать его направлению, настолько и более эффективными будут все его действия, в том числе и результаты магических практик и ритуалов.

Отсюда можно сделать небольшое заключение, что раз наука и искусство могут вызывать перемены как и в окружающем нас мире, так и в сознании, то на это с не меньшим успехом способна и магия, являющаяся как наукой, так и искусством, здесь главное не забывать, что все действия должны соответствовать вашей уникальной Воле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.